Tivums E. Aleksejs Avečkins13 no 31 gada [13 из 31 года]//Makslaplus.-2007.- № 5
Перевод текста
Эрик Тивумс
Алексей Овечкин: 13 из 31 года
Родился 20.05.1976 в Бресте, Беларусь.
Окончил Белорусскую академию балета (1994). Среди его учителей – Галина Синельникова, Александр Мартынов (выпускник РХУ) и др.
С 1998 года – солист балета Латвийской Национальной оперы.
Родился 20.05.1976 в Бресте, Беларусь.
Окончил Белорусскую академию балета (1994). Среди его учителей – Галина Синельникова, Александр Мартынов (выпускник РХУ) и др.
С 1998 года – солист балета Латвийской Национальной оперы.
Роли в Минске – солист в «Серенаде» Чайковского, Альберт в «Жизели», Ромео, Бог в «Сотворении мира», Эспада в «Дон Кихоте», князь Ярополк в «Рогнеде», граф Вишенка в «Чипполино», Жан де Бриен в «Раймонде» (8 больших ролей).
Роли в Риге – дух Розы, принц во всех балетах Чайковского, Ромео, Альберт, солист в «Желтом танго», Нормунд в «Серебряной завесе», Базиль и Эспада в «Дон Кихоте», Хозе в «Кармен», Петруччо в «Укрощении строптивой», Франц в «Коппелии», Двойник в «Чайковском», Солист в «Ясно невидимых», Раб и Конрад в «Корсаре», Золотой раб в «Шехерезаде», классический танцовщик в «Светлом ручье», Опекун в «Золушке», де Вальмон в «Опасных связях» (21 роль).
С Аллой Сигаловой: «Уходящая натура», «Эскизы к закату», «Болеро», «Семь смертных грехов», «Грезы любви», «Поцелуй феи», «Красные и черные танцы» (7 балетов).
Итого 36, почти по 3 главные партии каждый сезон.
Лауреат ежегодной награды Союза театральных работников Латвии, приза “Aldaris” и “Большого музыкального приза”, дипломант Хельсинкского международного балетного конкурса.
Он в зените.Когда удается все, и каждая жизненная материя, к которой прикасаешься, превращается в золото танца.
Простой брестский парень Алеша превратился в рижского балетного принца Алекса. Возможно, тут случайно сработал принцип «да не оскудеет рука дающего». Когда-то давно латвийский балет отдал Минску красивый дуэт серебряных лауреатов: Татьяну Ершову и Александра Мартынова. Плюс еще суперталантливого балетного педагога Веру Швецову, воспитанницу Зиты Эррс и Литы Бейрис.
Он танцует все, от трагедии до комедии и даже бурлеска. Танцует героев Шекспира, Мериме, Шодерло де Лакло, Сервантеса, Гофмана, Аспазии – то есть, танцует тексты выдающихся писателей, требующие современной интерпретации. И танцует потешные роли, в которых большая литература как бы отступает перед простой, едва ли не банальной радостью танца.
На фоне латвийских балетных принцев и первых любовников он выделяется даже в историческом измерении. Вместо традиционных красавчиков, лириков и романтиков мы видим загадочного, субтильного мужчину с грацией газели и достоинством парящего высоко в небе сокола.
В нем есть глубина. Он гордо и одиноко черпает вдохновение из подземных источников, где вода одновременно необычайно прозрачна, холодна и сладка. Его нельзя сравнивать с другими балетными премьерами, ибо он никого не копирует, никому не подражает, не заимствует ни жеста, ни мимики, ни походки, ни единого шага. Все только свое.
Нечего удивляться, что ему достаются самые выразительные партии в наших оригинальных балетах – в свое время Нормунд в «Серебряной завесе» Юриса Карлсонса, теперь виконт де Вальмон в «Опасных связях» Артура Маскатcа. И это не только балетмейстерский, но и композиторский выбор. Он не провалит, а скорее всего откроет нечто новое, свое, обогатит, поразит. Даже если – как в случае с опекуном в поставленной Раду Поклитару «Золушке» – что-то в этом образе будет противиться его чисто человеческим симпатиям к персонажу. Не слишком приятно будет его танцевать. Вот и в «Чайковском» Бориса Эйфмана, исполняя Двойника композитора, воплощение его тайных страстей и побуждений, он стал верным союзником балетмейстера, не поступившись ни капелькой своего «я». Наверняка тоже самое произойдет и в новейшей работе Бориса Эйфмана на рижской сцене – «Анне Карениной». Но не будем опережать события...
Алексей Овечкин интеллигентный танцовщик в лучшем значении этого слова, каких немного даже в прославленном русском балете или на подмостках Западной Европы. Он любит музыку, хорошую литературу, поэзию, искусство, понимает их. Другие искусства поддерживают танцовщика в его буднях, сдувая всю пыль, рутину, скуку, мелочность. Балет достаточно изнурителен, чтобы не думать о высоких материях. Но надо, ой как надо! Существует красивый, романтичный и очень грустный афоризм, что национальность танцовщика балет, а отчизна танцовщика сцена. (Кажется, его приписывают большому эстету, «гениальному татарину» Рудольфу Нуриеву.) Алекс наверняка мог бы под ним подписаться.
После десяти без малого лет упорного труда в Риге не возникает ни малейших сомнений, наш он или не наш. Наш. При всей своей обособленности и самобытности. На свой 10-летний юбилей он получил выразительную и новаторски трактуемую роль в «Бахчисарайском фонтане» Айвара Лейманиса. Это не будет привычный, разгуливающий по сцене и пантомимирующий хан Гирей, грустящий по знаменитому Фонтану слез. Это будет танцующий, летающий воин и полководец, это будет страстный любовник с гордыми чертами Алекса.
Получаются весьма возвышенные, чуть ли не панегирические строки. Полагаю, полностью заслуженные. Наша избалованная балетная публика и международный престиж латвийского балета, в свою очередь, заслуживают такого танцовщика как он. С надеждой и пожеланием, что главные победы еще ждут его в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий