Биография





Алексей Овечкин родился 26 мая 1976 года в Бресте в семье Людмилы Дмитриевны и Валерия Васильевича Овечкиных. Отец Алеши работал водителем, а мама была работником книжной торговли. Алеша был вторым ребенком в семье после сестры Наташи.

Способности мальчика к танцам обнаружились в раннем детстве.


Алёша с сестрой Наташей

«…Сколько помню себя в детстве (и по рассказам родных), как только включали музыку, бросался в пляс…»

«…Слыша музыку, многие дети могут сидеть спокойно, но я не мог. Я немедленно должен был показать, что я услышал. Перевести это! Как переводчик должен перевести. Я говорил своим телом и был очень разговорчив. Дома в Бресте мы с сестрой всегда устраивали представления в саду. Мы приглашали наших родителей и соседей…»

Для Алеши было абсолютно естественным, что он пошел в первый класс школы с хореографическим уклоном. А потом он был рекомендован для дальнейшего обучения в Белорусское государственное хореографическое училище…

«Для начала надо было сдать экзамены, а поскольку в то время на одно место претендовало более двухсот человек, гарантий не было никаких. Я вспоминаю, как пришел в училище на подготовительные занятия и увидел детей, чьи родители были танцовщиками больших театров: эти дети уже умели все – садились на шпагат, делали какие-то феерические непонятные движения. И я осознал, что могу со всеми своими чемоданами ехать обратно. Впервые в жизни я ощутил невероятно жуткое волнение. Никогда потом оно не было таким всепоглощающим – теперь в какие-то важные моменты своей жизни я всегда вспоминаю именно его, самое первое…»

Алеша был зачислен в 5 класс хореографического училища. Так в десятилетнем возрасте Алексей оказался вдали от родного дома.
Это тоже было испытанием – приходилось учиться необходимости постоять за себя, быть сильным, самостоятельным, независимым.

Новый год 2013.
           С мамой Людмилой Дмитриевной в Бресте
Но связь с семьей, родным домом никогда не прерывалась и всегда оставалась для него очень важной. Алексей очень любил свою семью, сестру Наташу, своих племянниц.

Редкое интервью обходилось без слов благодарности и любви маме:

«…Я очень благодарен маме, безумно ее люблю, мне ее не хватает. Для меня дом – это место, где живет моя мама».



«В балетном классе я ока­зался самым маленьким и осо­быми природными данными вроде пресловутой «выворотности» не блистал. Приходи­лось, что называется, «выламывать ноги».


«Потом я учился – и был самым отстающим в классе… Я - самый неталантливый, стоял в самом дальнем углу. Но я умел, что называется, грызть стены зубами: цеплялся за любую возможность и, помню, работал очень много. . . Педагоги стали отмечать мою работоспособность, и выпустился я уже с очень приличными оценками ».


Алексей считал, что ему очень повезло с педагогами. Алексей учился у Г.Г. Синельниковой, У. А. Азимова, А. С. Мартынова.
«Педагог от Бога, у него можно учиться всю жизнь и не успеть взять все, что он дает…»,- говорил Алексей об Александре Сергеевиче Мартынове.

Летом 1994 года Алексей был принят в труппу Белорусского театра оперы и балета. Танцевал в кордебалете. И здесь Алексея отличало огромное трудолюбие, самоотдача, стремление вжиться в роль.
«Через полтора года исполнил свою первую сольную роль – персидский танец в балете «Щелкунчик"… Бесконечно трудную партию Альберта в «Жизели» получил на второй год работы…»
«Я бесконечно благодарен Татьяне Шеметовец - той партнерше, которая по-настоящему вывела меня на сцену, с которой я впервые почувствовал полное взаимопонимание. Рядом с ней я почувствовал свою значимость».
На минской сцене начал формироваться неповторимый стиль танцовщика, для которого характерна особенная пластика, техничность, наполненность каждой роли глубоким внутренним содержанием.
«Я начинаю с чтения литературы, стараюсь о своем герое прочесть как можно больше. Мне важно понять его изнутри, его характер, привычки, желания чтобы потом движением, пластикой, ТАНЦЕМ рассказать о нем зрителям».

За годы работы в Национальном академическом Большом театре балета Республики Беларусь с 1994 по 1997 Алексей также станцевал партии: Эспада («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жана де Бриена («Раймонда» А. Глазунова), Париса, Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), солиста («Серенада» П. Чайковского), Бога («Сотворение мира» А. Петрова), князя Ярополка («Страсти (Рогнеда)» А. Мдивани), графа Вишенки («Чиполлино» А. Хачатуряна).

«Минский театр тогда был авторским – балетом одного хореографа, Валентина Елизарьева, причем хореографа очень хорошего… Для меня это означало одностороннее развитие, а я видел, что происходит в моей профессии – так много разного, интересного… Мне не то чтобы было недостаточно свободы – просто хотелось другого, большего».

В 1996 году Алексей прошел дополнительное обучение в академии балета им. А. Вагановой.

В 1997 году Алексей принимает приглашение Литы Бейрис выступить на Балтийском фестивале балета в Риге. Исполнив на фестивале па-де-де из «Лебединого озера», он сначала получил предложение руководства Латвийской национальной оперы выступить в роли принца в «Жизели», а затем приглашение в труппу театра. С 1998 года Алексей – премьер балета ЛНО. 

К этому времени также относится еще одно знаковое событие в жизни Алексея Овечкина – встреча с российским хореографом Аллой Сигаловой.
С Аллой Сигаловой

«Пластика, хореография «Желтого танго» были для меня открове­нием. После этого спектакля для меня начался новый от­счет времени. Я стал по-дру­гому мыслить и танцевать, по-другому относиться ко многим вещам. И в балетной классике стало намного легче! Тело свободней. Я понимаю, где «источник» движения». 

С 1998 по 2003 год Алексей участвовал в восьми постановках А. Сигаловой, большинство из которых стали событиями культурной жизни. Сам Алексей называл балеты «Поцелуй феи» и «Желтое танго» лучшими своими балетами.  

М.Ростропович.
Финал балета "Ромео и Джульетта"


Событием в жизни Алексея стала также встреча с Мстиславом Ростроповичем.

«В Риге он дирижировал «Ромео и Джульетту». Я тогда открыл для себя музыку Прокофьева – словно впервые услышал. Ростропович очень тесно общался с композитором – знал, как дирижировать каждый нюанс, каждый штрих. Я услышал «Ромео и Джульетту» заново – и станцевал такой спектакль, которого больше никогда не повторил».



Важным для себя Алексей считал знакомство с творчеством Марии Каллас.

«Это не любимая певица. Это давно стало чем-то большим. Она мой вдохновитель, мой педагог. Она моя икона. Это отдельная планета. Открыв для себя Каллас, я изменился. Я стал по-иному относиться ко многим вещам и в балете, и в жизни».

Виконт де Вальмон - "Опасные связи"
За 16 лет работы в ЛНО Алексей станцевал более 40 ведущих партий. Это были классические балеты, балеты современных композиторов и хореографов, экспериментальные работы. Алексею довелось работать с хореографами А. Лейманисом, К. Пастором, В. Васильевым, А. Сигаловой, Б. Эйфманом, А. Ратманским, К. Шпуком, П. Зуска, О. Житлухиной, Р. Поклитару, П. Анастоссом, Ю. Вамошем, Т. Маланденом, М. Вайнротом, Л. Середжи. Среди его работ – принцы в классических балетах, Ромео и дон Хозе, Каренин и Петруччо, Базиль и Отелло, Вальмон и Двойник в балете «Чайковский». Все эти образы, созданные уникальным сочетанием таланта актера и мастерства танцовщика, отличает глубина, эмоциональная яркость, одухотворенность.
За этот период своего творчества Алексей получил признание культурной общественности Латвии, завоевал настоящую любовь публики, получил международную известность как артист балета.

В 2001 году он стал дипломантом конкурса артистов балета в Хельсинки.

В 1999 году Алексей Овечкин получил Оперный приз кампании «Алдарис»,

                   
                  Приз и диплом кампании «Алдарис»
             
              



в 2002 году - Большой музыкальный приз Латвии за исполнение партии принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро».
                 
                  
            Большой музыкальный приз и диплом    
                          

Творчество танцовщика неоднократно отмечалось ежегодной Национальной театральной премией Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший артист балета» - в 1999, 2008 (за исполнение роли Каренина в балете «Анна Каренина») и в 2012 (за исполнение роли Солора в балете «Баядерка») годах.
                
                   «Ночь лицедеев» 1999,2008,2012
        
                               http://bnn.lv

Артист танцевал на сценах театров всего мира - России, Франции, Великобритании, Китая, Японии, Германии, Польши, Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии, США, Италии, Испании, Португалии, Дании, Финляндии. 

Алексей знал, любил и считал музыку высшей формой искусства. 

«…наша профессия именно – визуализировать музыку. Чтобы зритель не только ее слышал, но и увидел, в этом вся соль профессии».
«У нас инструмент наше тело. Через тело зритель должен «увидеть» музыку: …вот эта музыка, она реальна… И только тогда зритель будет твоим».
Алексей обладал незаурядным талантом актера, который ярко проявлялся в каждой его работе. Он считал, что для того, чтобы зритель верил, актер не должен ничего изображать.
«…Нужно чувствовать. Нужно жить в этот данный момент здесь и сейчас. …Чтобы вы мне верили, я должен это чувствовать здесь и сейчас. И любовь, и ненависть…» Он сокрушался о том, что «техника [танца] развилась настолько, что многие уже не могут вырваться из ее рамок и испытать живые эмоции. Они [эмоции], кажется, уже погибли в классическом балете, никто не танцует наполненно, со своим отношением и языком тела».
В танце Алексея каждый шаг, каждое движение оправданы внутренней эмоцией, наполнены смыслом, который придает им настоящее, глубокое чувство.
Мастерство артиста балета, считал Алексей, это – результат упорного, повседневного труда.
«Это труд, труд, пахота и только потом талант».
Однако в его танце есть то, чего нельзя добиться никаким трудом - утонченность, органичность, удивительные чуткость и чувство меры, вкус. Любая поза, любой жест выглядят у него совершенными, точными и единственно возможными в рисунке танца, и возникает ощущение, что в слиянии с музыкой и одухотворенности его персонажей артисту удается перешагнуть грань, доступную танцовщику.  
«Бог меня не обделил. Но, думаю, если бы он дал мне ИДЕАЛЬНЫЕ данные... многого из того, что у меня есть, я б не достиг. Не было бы куда идти дальше. А когда понимаешь, что не все в порядке... есть что развивать».
Для Алексея было очень важным постоянно развиваться, совершенствоваться, постигать новое, как в жизни, так и в творчестве.
«Я от каждого нового задания ожидаю, что в нем действительно будет нечто новое, что я смогу в себе открыть что-то новое. Сделать что-то, чего до этого не делал».
Интересным опытом стало для него участие в постановке contemporary dance «Aplam» О. Житлухиной.
«…наша профессия, артистов балета не состоит только в том, чтобы танцевать «Лебединое озеро». 21 век. Танцовщик обязан уметь танцевать все. Если у тебя есть возможность этому научиться, то грех не воспользоваться, потому что это есть развитие».

В 2010 году Алексей Овечкин попробовал свои силы в работе хореографа – он стал одним из репетиторов, осуществивших перенос балета «Опасные связи» на сцену театра имени Станислава Монюшко в Познани (Польша), а затем - оперного театра в Брно (Чехия). Как ассистент хореографа Алексей Овечкин работал также над постановкой «Отелло».

В марте 2011 года Алексей Овечкин вышел на сцену театра им. Моссовета в роли Михаила Новикова в спектакле «Кастинг», впервые выступив в качестве драматического актера. Всего им было сыграно 50 спектаклей.

Новым опытом в творчестве Алексея Овечкина стала также и роль Отелло, Здесь он вновь сделал «шаг в сторону» от амплуа романтического героя, создал образ глубоко трагичный, эмоционально предельно напряженный. Роль Отелло стала последней в творчестве танцовщика. 11 мая он последний раз танцевал на сцене ЛНО. Танцевал Отелло.

19 августа 2013 года Алексей Валерьевич Овечкин скончался от тяжелой болезни. 

Смерть Алексея Овечкина стала настоящим потрясением для творческой общественности Латвии, для поклонников его таланта.

Айвар Лейманис:
«Из жизни ушел очень светлый, поэтичный человек: другого такого сердечного и всегда идущего навстречу коллегу просто трудно представить. Для нашего балета это тяжелейшая, невосполнимая потеря: не будет больше созданных им влюбленных и статных принцев, не будет пылких возлюбленных... Он был блестящим танцором не только в танцевальной технике, на сцене это была Личность с большой буквы. Я никогда не забуду его Каренина, его Хосе, его Принца, его Базиля. Он был таким разным в своих ролях. … я думаю, что пройдет немного времени и мы поймем, кем был Алексей Авечкин для нашего балета и для Латвии вообще»
     Гунта Балиня: 
"Творческий, всегда отзывчивый, мастер своего дела, всегда работающий с полной отдачей. Каждый отдавал должное работоспособности Алексея - любой мельчайший нюанс он мог шлифовать бесконечно! Несмотря на статус балетного премьера, он никогда не отказывал в совете своим молодым коллегам. В то же время, Алексей был закрытым человеком: никогда не рассказывал о своих заботах, никого не затруднял своими проблемами... Искусство и театр были его жизнью."
     Инта Балоде
«Он не станет выдающимся и незаменимым после ухода. Он таким был всегда».
   Лайма Вилимене, Рута Бутвилене от имени Национального театра оперы и балета Литвы:


«Дорогие наши коллеги! Примите наши глубочайшие соболезнования. Не стало нашего Алексея. Мы скорбим вместе с Вами. Помним, любим и будем помнить замечательного солиста, так лучезарно озарившего мир своим сиянием. Мы счастливы, что хоть и коротко смогли быть рядом на сцене с Алексеем Авечкиным».


Алексей прожил очень короткую, но яркую и наполненную жизнь, событий которой хватило бы на несколько долгих жизней. Щедро одаренный природой, он сумел взрастить свой талант и никогда не уставал его развивать и совершенствовать. Он всегда торопился отдать людям то, чем он обладал, создавая на сцене десятки персонажей, передавая тысячи эмоций и состояний души, обращаясь своим танцем к внутреннему миру каждого зрителя. Став выдающимся артистом, Алексей всегда оставался Человеком в самом высоком смысле слова. 

      Рига август 2007г.

«Самое сложное в балете - это оставаться человеком. Тем человеком, которому не стыдно смотреть на себя в зеркало».

«…Я оглядываюсь назад, думаю, что сделал, и кажется, что всё пролетело как один день. Но, в то же время было очень много событий, которые изменили мою жизнь. И это одновременно и много и мало.

Мой путь был по-разному насыщен разными состояниями, разными эмоциями, поэтому он мне и дорог. Это был один день не одного состояния. Было всё! Была полная палитра. Множество красок и оттенков…»


                           

         
                   
                                        Одна из звёзд названа в честь Алексея Овечкина





Комментариев нет:

Отправить комментарий